Меню Закрыть

Решение УФАС по Новосибирской области: «13» августа 2018 года.

В каком мире мы живем? Конечно, можно разные параметры привести, но главное то, что этот мир постоянно меняется. Поток информации мощен и беспределен. Новости несутся вскачь, сменяя одна другую.

Выходит, что слово, с помощью которого можно ухватить сущность реальности – это «изменения». О них и поговорим более подробно.

Изменения, могут быть  положительными, могут быть отрицательными, могут не нести особого значения, но благодаря которым  поменяется направление наших действий или мыслей, а это в любом случае движение, и большей степени – вперед, а это главное.

Поэтому изменения очень нужны и важны в нашей жизни, главное правильно их понять и принять. Вот и в нашей, всеми знакомой области государственного заказа 01 июля 2018 года произошли долгожданные изменения, с небольшой частью которых предлагаем сегодня познакомиться и разобраться, в частности это изменения, касаемые электронной подписи.

С 1 июля 2018 года все участники госзакупок при обмене электронными документами в контрактной системе в сфере закупок, в том числе при подаче заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений, будут обязаны подписывать такие документы усиленной квалифицированной электронной подписью.

В настоящее время используется усиленная неквалифицированная электронная подпись.

Разберемся, чем вызвана необходимость применения квалифицированной электронной подписи. Проанализируем существующие в настоящее время законодательные нюансы, которые необходимо учесть и устранить для правильной работы системы госзакупок.

Квалифицированная электронная подпись является одним из важнейших инструментов системы госзакупок.

Ее введение позволит сократить затраты участников, так как одна подпись будет применяться на всех площадках, и расширить количество участников. Электронные процедуры для субъектов МСП в рамках Закона № 223-ФЗ будут проводиться с использованием тех же операторов, что и для закупок по Закону № 44-ФЗ, и применением единого механизма аккредитации и регистрации участников.

Потребуется устранение законодательной неопределенности в части «усиленной электронной подписи», которая в дальнейшем может привести к возникновению коллизии в правоприменительной практике.

До даты начала работы установленных Правительством РФ операторов электронных площадок закупки путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках (ч. 10.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).

До даты утверждения нового перечня операторов электронных площадок порядок функционирования действующих электронных площадок определяется заключенным Минэкономразвития России и ФАС России с каждым из отобранных операторов Соглашением о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме от 4 мая 2010 г. (далее – Соглашение). Порядок получения сертификатов ключей проверки электронных подписей участников закупок и использования усиленной неквалифицированной электронной подписи регулируется Регламентом получения сертификатов ключей подписи и использования электронной цифровой подписи (Приложение № 7 к Соглашению).

Единые и дополнительные требования к операторам электронных площадок, которые в том числе предусматривают требования к соглашению о функционировании электронной площадки, устанавливает Правительство РФ (подп. 1-2 ч. 2 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ). Оно утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям (ч. 3 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).

Согласно поправкам в Закон № 44-ФЗ с 1 июля 2018 года участники вместо усиленной неквалифицированной электронной подписи будут обязаны применять квалифицированную электронную подпись (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 504-ФЗ).

С 01.07.2018 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным Законом от  № 504-ФЗ в ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В соответствии с ч.5.1. ст.112 Закона № 44-ФЗ обеспечение участников контрактной системы в сфере закупок  квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей осуществляется Федеральным Казначейством до 31.12.2018 г.

Федеральное казначейство рекомендует заказчикам и иным лицам, на которых распространяется действие Закона № 44-ФЗ, своевременно определить процесс получения квалифицированной электронной подписи с 01.01.2019 г.

Важно! В соответствии с письмом Федерального Казначейства от 12.10. 2017 г. № 07-04-05/11-779 пользователям Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) требовалось обновить средства криптографической защиты информации (далее — СКЗИ) на рабочих местах до версии «КриптоПро CSP» версии 4.0 до 01.03.2018г.

Для обеспечения поддержки ГОСТ Р 34.11-2012 и ГОСТ Р 34.10-2012 и в соответствии с письмом Федерального Казначейства от 12.10. 2017 г. № 07-04-05/11-779 пользователям, не осуществившим обновление СКЗИ до версии «КриптоПро CSP» 4.0 (сборка 4.0.9944), необходимо обеспечить данное обновление до 01.07.2018г.

С 01.07.2018 г. работоспособность СКЗИ «КриптоПро CSP» более ранней версии в личном кабинете ЕИС не гарантируется.

Обращаем внимание, что с 01.07.2018 г. подписание информации и документов по Закону № 44-ФЗ в ЕИС будет осуществляться с использованием КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.

Уведомление о необходимости установки КриптоПро ЭЦП Browser plug-in отображается у пользователей в личном кабинете ЕИС по 44-ФЗ с февраля 2018 года.

Где получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи?

Получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи можно только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязью России. К выбору центра следует подходить очень внимательно. Лучшим признаком его добросовестности будет приглашение от него лично прийти и собственноручно подписать заявление на выпуск квалифицированного сертификата. Это может показаться менее удобным, чем сделать все дистанционно, но обезопасит вас от рисков получения квалифицированного сертификата третьими лицами.

Использование рукописной доверенности также создает существенные риски, которых следует избегать.

Если вы получаете квалифицированный сертификат у «агента» – доверенного лица удостоверяющего центра, обязательно поинтересуйтесь у него, кто выпустил сертификат, а также запросите документы и лицензии удостоверяющего центра.

Заключая договор, обращайте внимание на прописанные в нем условия. Предметом договора должно являться оказание конкретных услуг по обеспечению юридически значимого электронного документооборота в части выпуска квалифицированного сертификата.

Соблюдение указанных выше требований позволит вам избежать негативных последствий, которые могут возникнуть в отношениях с удостоверяющим центром при получении квалифицированного сертификата, например такие, как у нашего клиента ООО «ТД-проект», который  оказался на шаге от присвоения звания уклониста от заключения государственного контракта  и попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков на целых 2 года.

Причиной послужила техническая заминка, связанная со сменой электронной подписи,  в результате которой контракт не был подписан в установленные сроки. Вследствие произошедших масштабных изменений в законодательстве тысячи участников, да и заказчиков столкнулись с непредвиденными обстоятельствами и сложностями и каждый выбрал свой путь их решения, например ООО «ТД-проект» обратилось к нам, поставив задачу построения защиты таким образом, чтобы ни у членов комиссии УФАС, ни у заказчика не осталось ни единого сомнения в отсутствии умышленного уклонения от подписания и исполнения контракта.

Результат не заставил себя долго ждать, репутация клиента в безопасности, а впереди уже много новой интересной работы и заказов, преимущественно государственных.